Блогово Камиля Миндубаева

Пишу о типографике. Иногда о дизайне и путешествиях, о том, о сём.

Дизайнерски руковожу Студией КМ.

Тель-Авив в августе 2017

Пару недель августа провёл в Тель-Авиве и Иерусалиме.

Большинство строений здесь выглядит как-то так:

Улицы:

Есть небоскрёбы:

Прикольное здание:

Три вида плитки в одном месте:

За плотной сеткой с расстояния ничего не видно, но вблизи видимость улучшается:

Ржавчина в дизайне:

Полностью чёрный внутри и снаружи супермаркет:

Большие и динамичные иконки туалетов в торговом центре:

Обмен биткойнов:

Знак дорожных с работ с мигающими лампами:

Розетки и решётки покрашены в цвет стен:

Прикольная вывеска:

Все лифты имеют режим шаббата:

На ремонтируемом тротуаре деревья защищают листами профнастила:

Кондиционеры закрывают декоративной решёткой:

Здесь считается нормой присверлить кондиционер к древнему зданию возрастом в 400 лет:

Витрина с ювелирными изделиями и аксессуарами:

Знак «только прямо» с помощью наклейки сделали знаком «прямо и направо»:

Отдельные светофоры для велосипедистов и для пешеходов:

Чёрные указатели на трёх языках:

Удивительно, что несмотря на конфликт с арабскими странами, здесь много указателей и табличек на арабском. Более того, оказалось, что арабский — это один из государственных языков Израиля.

К слову, русский здесь тоже очень распространён. В любом месте найдётся кто-нибудь, кто говорит по-русски.

Общественный туалет:

Кнопочка для вызова светофора:

Автобусная остановка:

Табло с информацией про прибывающие автобусы, на солнечной батарее:

Каждая остановка имеет свой номер. Маршруты автобусов со списком остановок:

Остановка №25635

К сожалению, автобусные схемы на остановках почему-то не имеют перевода на английский, всё на иврите.

Автобусы в Тель-Авиве низкопольные. Большинство — средние (двухдверные) Маны и Солярисы. С кондиционерами. В меньшем количестве есть особо-большие, двухсекционные машины с гармошкой и пятью дверьми. Кроме Манов, изредка встречаются Скании и китайские Хайгеры (Higer). Раскраска — белый цвет и синий низ. Многие двухсекционные автобусы полностью серебристые. Часто снаружи клеят рекламу. Троллейбусов и трамваев здесь нет, метро тоже отсутствует. Для справки: небольшое метро есть в Хайфе, а трамваи в Иерусалиме.

Состояние у автобусов достойное, даже у старых. Проехался на автобусе 2008 года (по датам на стёклах определил) — всё цело и аккуратно, вибраций нет, ничего не дребезжит.

Проезд — 6 шекелей. Дорого. По сегодняшнему курсу это около 100 р. Для местных есть персональные транспортные карты с личной фотографией, по ним уже нормальные цены, но туристу это недоступно. В автобусах нет кондукторов и нет турникетов, также нет терминалов или валидаторов. Проезд оплачивается у водителя, то есть заходить нужно через переднюю дверь (и стоять в очереди, как в Москве когда-то).

Электронные табло в салоне и голосовые объявления только на иврите. Что интересно, все автобусные остановки называются по ближайшему перекрёстку улиц. Например: остановка на перекрёстке ул. Вейцмана × Арлозорова или Дизенгофа × Гордона. Запомнил, что на иврите это звучит как «дизэнгоф бэхэммэт гордон».

В отличии от нас, тут нет обособленных автобусных полос и автобусы стоят в заторах.

Велодорожки и велопрокат

Тут много велосипедистов. Вся территория покрыта сетью велодорожек, суммарная длина сети — около 200 км. Каждые 500 м встречаются точки велопроката «Tel-o-fun»:

Велодорожки делаются по-разному:

Иногда на противоположных сторонах улицы бывают односторонние узкие велодорожки, с одним направлением движения:

Местные жители игнорируют направление движения и едут как хотят (по встречке).

Прокат велосипеда

Самый нормальный способ перемещения — прокатный велосипед. Изначально, я хотел арендовать авто, но пришлось от этого отказаться (потом объясню почему).

Один день катания стоит 17 шекелей (276 р. по курсу). Если покупать недельный, месячный или годовой тариф, то будет дешевле. У проката есть особенность. Поездить на велике можно не более получаса, потом надо его запарковать на ближайшую базу «Tel-o-fun», подождать 10 мин и снять заново. Дело в том, что прокат считается общественным транспортом, то есть вы снимаете велик в точке А, едете в точку Б и там паркуетесь на их ближайшей базе. Считается, что такая поездка займёт максимум полчаса (на практике так и есть). Если непрерывно ездить больше получаса, то с вас будут дополнительно списываться конские суммы. Если запарковать велик и подождать 10 мин, то за это время обновляется база данных и можно его снять по-новой и стелить ещё полчаса.

У терминала проката жутковатый интерфейс и сходу не понятно, как им пользоваться, никаких инструкций нет. На экране крутится какое-то видео на иврите.

Чтобы начать что-то делать, нужно нажать на экран (я вот до этого не сразу дошёл и тупил, пытаясь скормить ему банковскую карту). На выбор предлагается пять языков, но некоторые сообщения системы всё равно не переводятся. Принимаются только банковские карты, никаких наличных. Сразу списывают 100 шекелей в качестве депозита, который потом вернут (в течении двух-трёх месяцев). Система запоминает банковскую карту и просит придумать какой-нибудь пароль, чтобы потом быстро снимать велосипед.

Велосипеды разного состояния, лучше заранее присмотреть конкретный. И после выбора успеть добежать, пока он не упал на асфальт (при открытии замка-фиксатора он падает).

Автомобиль

В прошлом я писал, что города нужно также осматривать и на авто. Тут хотел арендовать тачку, но не судьба. Цены на прокат и на бензин нормальные (как в Европе). Главная проблема в том, что весь город — это одна платная парковка, причём тариф дорогой и мест нет, всё забито. Бесплатные стоянки можно пересчитать по пальцам одной руки и туда не вклинится.

Можно парковаться или нет зависит от цвета бордюра. Серый бордюр — бесплатная парковка. Бело-синий — платная. Красно-жёлтый — стоянка запрещена. Красно-белый — остановка запрещена:

Из-за нехватки мест, здесь обычно паркуются так:

И даже так (они соприкоснулись):

На поворачивающий ряд — отдельный светофор со знаком:

Знаки с подсветкой:

Про Иерусалим распишу в следующий раз.

2017   идея

Новые переходы в Казани

Недавно на пешеходный переход поставили подсветку зебры, чтобы ночью были видны пешеходы. По сути это что-то вроде реализации замысла воздушной зебры:

Судя по всему, это экспериментальная конструкция. Находится в спальном районе, на перекрёстке ул. Закиева × Глушко, рядом с остановкой «Кабельное телевидение».

Борьба с прокрастинацией

Питер Брейгель Старший. Лень. Гравюра. 1590 г.

Подборка небольших фишек, которые могут помочь вылезти из ямы безделия. Дело в том, что я сам очень большой лентяй и от этого пострадало много людей и их проектов. Последнее время я использую эти хинты и есть некоторый прогресс. Не факт, что эти советы помогут именно вам, но возможно кому-нибудь пользу таки окажут.

1. Дедлайны

Больше всего стимулирует работать приближающийся дедлайн. Чем больше дедлайнов в промежутке времени — тем лучше. Идеально, чтобы каждый день был какой-нибудь дедлайн и был жёсткий контроль со стороны другого человека. Связано это с тем, что обычно люди начинают работать, так сказать, именно в ночь перед дедлайном, а когда дедлайны каждый день или час, то такая ситуация не возникает.

2. Убрать отвлекающие вещи

Выйти из Твиттера, забыть пароль от Фейсбука, закрыть вкладку с топ-50 постов в ЖЖ и Яндекс-новости. Этот пост тоже закрыть. Почему это работает? Потому что больше нечем будет заняться, кроме как работой.

3. Вытяжной парашют

Техника Сергея Короля — метод вытяжного парашюта.

4. План прокрастинации

Илья Бирман составляет план прокрастинации.

P. S. Я иногда вообще забываю, что что-то должен был сделать, а потом забиваю. С этим помогают записи в заметках и напоминалки.

Дизайн с арт-директором и без него

Арт-директор хорош тем, что он ускоряет работу дизайнера. Он сразу выбирает хороший вариант из предложенных, сразу указывает на ошибки и сразу даёт направление на путь истинный. Экономится львиная доля времени.

Кроме большого опыта, сразу указывать на ошибки арт-директору помогает то, что он до этого не видел этот конкретный дизайн и не делал его лично. Его глаза не привыкли к этому дизайну и внимание не притуплено или не замылено тем, что он много часов подряд смотрел на всё это. То есть, у него некий непредвзятый взгляд новичка.

Есть пара фишек, которые помогут дизайнеру, работающему сольно, приблизиться по скорости и качеству к дизайнеру, который работает в паре с арт-директором:

  1. После рабочей итерации (скажем, в 25 мин), делать перерыв где-нибудь на час. Причём лучше всего вообще уйти от экрана компьютера и заняться, скажем, спортом. Это нужно для того, чтобы глаза и голова успели «отвыкнуть» от сделанного дизайна, чтобы он забылся и казался незнакомым. По возвращении это позволит свежим взглядом посмотреть на уже сделанную работу и сразу выцепить косяки. Лучше всего после рабочего дня вообще забыть о макетах на пару суток, но это если сроки позволяют.
  2. Усиленно следовать правилам. Это уменьшит кол-во косяков и сэкономит время. Если сходу не видно, какой из вариантов будет лучше, то проще всего выбрать тот, который сделан по правилам, то есть сильнее всего соблюдает некие правила. Если вариант, нарушающий правила, очень хорош, то это будет сразу очевидно и ситуации выбора с сомнениями не возникнет.

Толщиномер

С человечным интерфейсом:

За пару минут накидал рисунок

Вместо непонятных цифр — доходчивая оценка состояния.

Отличия типографики

Это небольшая памятка об отличиях нашей и западной (англо-американской) типографики. Всё, что я пишу ниже, уже давно известные вещи. Но повторить их ещё раз никогда не помешает. Как говорится: «Repetitio est mater studiorum».

Выравнивание по верхней и нижней линии

Для ситуаций, когда текст надо поставить рядом с прямоугольником, плашкой или картинкой (на моей схеме рядом с тёмными прямоугольниками). Латиница выравнивается по верхней линии прописных и по линии нижних выносных элементов. А кириллица выравнивается по росту строчных (x-height) и базовой линии строки, потому что в кириллице мало букв, у которых есть выносные элементы:

Вообще, в идеале всё конечно надо выравнивать в каждом случае на глаз, то есть делая оптическую (визуальную) компенсацию, но в большом проекте это невозможно, да и соседние строки будут некрасиво скакать.

Абзацный отступ

У них норма — отступ в 1 кегельную (при кегле 10 пунктов, отступ равен 10 пунктам). У нас в такой ситуации делается бо́льший отступ — в 1,5...2 кегельных:

Интерлиньяж

Из-за того, что в кириллице у букв редко есть выносные элементы, а в латинице часто, в латинском тексте приходится делать бо́льший интерлиньяж:

Это бывает критично при переводе русскоязычного продукта на английский. Если на русском всё было ОК, то после перевода на английский часто бывает, что выносные элементы букв одной строки втыкаются в соседние строки. Особенно в коротких фразах, типа заголовков столбцов у таблиц.

Десятичные дроби

Этому в школе вроде бы учат. У нас через запятую: 1,52. У них через точку: 1.52.

Кавычки в цитатах

Скорее всего, вы уже и так знаете, где какие должны быть кавычки :—)

Точки в цитатах

У нас точка в конце цитаты ставится после кавычек.

Названия

В качестве примера возьму песни. У них в названиях считается верным все существительные писать с прописной буквы: «Mark — Man with the Red Face». А у нас по-другому: «Марк — Мужик с красным табло».

Фишки старинных книг

В прошлый раз я писал о том, что раздобыл «Вестник Императорского Русского Географического Общества», отпечатанный в 1859-м году и показывал, как в те времена русские типографы обращались с иностранным словами в тексте. Теперь покажу ещё пару интересных вещей, которые заметил.

Географические карты

В страницы этой книги вшито четыре большие карты, которые несколько раз сложены пополам, чтобы уместиться внутри. Сложенная карта:

Развёрнутая:

Гравировка очень детальная:

Интересно, что шрифт, которым набраны подписи, сильно напоминает бюрошный Вольтер:

Ещё одна развёрнутая карта:

Когда что-то важное не помещается, то оно спокойно вылезает за пределы рамки:

Выделение в тексте

Впервые увидел использование восклицательного знака в скобках для выделения важных моментов в тексте. Такой приём вроде бы даже в Мильчине указывался, но в серьёзных печатных изданиях ни разу не встречал:

Кегль и читаемость

Известно, что сплошной текст в бумажной книге легче всего читается при кегле 9...12 п. (интерлиньяж 1,2...1,4). Кажется, что эти числа можно применять на экранах компьютеров и ноутбуков. Но это не так. Дело в том, что при чтении книг, расстояние от глаз до книги примерно равно 30 см. Кегли, указанные выше, получены при экспериментах как раз при чтении с этого расстояния. Когда мы используем ноут или ПК, мы находимся на заметно большем удалении от экрана. Это расстояние примерно равно 50 см (вытянутой рукой касаемся экрана). Будет правильным увеличить кегль пропорционально расстоянию. Получаем такие оптимальные значения для ноутов и ПК — 12...15 пунктов. При ХТМЛ-вёрстке это около 16...20 пикселей (на ретине тоже).

На смартфонах и планшетах ситуация обратная. Чаще всего мы их используем на таком же расстоянии, как и при чтении книг, то есть те же самые 30 см. И кегль тот же самый — 9...12 п. (12...16 пикселей).

Короче
Сплошной текст на компьютерах и ноутбуках легче всего читается при кегле 12...15 пунктов (16...20 пикселей). А на смартфонах, планшетах и бумажных книгах при кегле 9...12 пунктов (12...16 пикселей).

Осмотр города на авто

Много раз бывал в Москве. Как и все, рассекал на метро и автобусах, шуровал пешочком. Мне казалось, что я достаточно хорошо знал город и понимал, что он из себя представляет. Казалось, что уже видел всё интересное и по-новому открыть город для себя не смогу. Но я глубоко заблуждался.

В преддверии Нового года поехал с товарищами в Москву на авто. От Казани до Москвы — 800 км, 10+ часов неспешной езды. Кстати, никогда не поезжайте зимой по трассе на дальние расстояния. Во-первых, рано темнеет и толком не видно дорогу. Во-вторых, гололедица. За 10 часов один раз точно встретится какой-нибудь участок, на котором машину начнёт заносить. У меня такое было два раза, благо передний привод легко вывести из заноса.

Так вот, приехал и офигел. Казалось, что я в каком-то незнакомом городе, всё новое, всё выглядит по-другому. Впечатляют масштабы, все дела. Конечно, было немного трудновато даже с навигатором, ибо сходу не вдуплить, какой съезд с эстакады правильный и т. п. Новогодние каникулы позволили избежать каких-либо пробок и проблем с платной парковкой. Москва при осмотре на авто оказалась совсем другой. Даже небоскрёбы Москвы-сити заново впечатляют, когда по ТТК проезжаешь рядом с ними.

Мораль такова: если есть возможность, осматривайте города не только пешим ходом и на общественном транспорте, но и на авто (прокат-то в большинстве стран работает). Совсем другие впечатления, мнение о многих городах может кардинально измениться.

2017  
Ранее Ctrl + ↓